Ваш психолог
Людмила Карпова
г. Омск, ул. Булатова, д. 100, кабинет 402
ludmilaomsk@rambler.ru

Развитие творческих способностей личности

  Личность не рождается творческой, а становится  ею при определённых условиях: раннее обучение, творческий климат, нерегламентированная среда, творческий образец для подражания, заинтересованность семьи в развитии творческого потенциала ребёнка, занятие творческой деятельностью. У такой личности, как правило, уже с детства наблюдается наличие волевых качеств (упорство, смелость, работоспособность), умение фантазировать, хорошо развитое воображение, умение легко создавать необычные идеи, гибкость и беглость мышления. Творческая личность легко адаптируется к быстро меняющимся ситуациям в обществе, часто является новатором при генерировании оригинальных идей, самостоятельна в своих действиях, умеет объединить вокруг своей точки зрения множество людей и не боится трудностей. Обладая хорошо развитыми творческими способностями, она подобна искорке, из которой  со временем возгорится сильное пламя творчества.

Развивать творческие способности рекомендуется с детства. Однако, если в детстве ребёнок  жил в атмосфере  шаблонов, стандартов, регламента, где инициатива и самостоятельность наказывались, а деятельность выполнялась по часам, то через «не могу» приходилось приспосабливаться к имеющимся условиям. Постепенно ребёнок становился «как все».

Рассмотрим случай из практики, где ребёнок изначально рос в творческой семье.

К психологу обратилась бабушка, обеспокоенная поведением внука Вани (имя изменено), 8 лет. Оба родителя  мальчика были связаны с творчеством: папа руководил кружком юного техника, мама – делала поделки, участвовала  в различных выставках со своими творческими работами. Дедушка играл на баяне, пел песни, играл на ложках, бабушка любила сочинять и петь частушки. С детства  внук жил в творческой атмосфере, придумывал сам себе забавы, став старше, сочинял песенки, четверостишья, сказки по собственным сюжетам. Дети его любили, он всегда был в центре внимания. В первый класс пришла учительница, которая способствовала участию мальчика во всех школьных мероприятиях, где он проявлял свои творческие способности. На занятиях Ваня быстро справлялся с заданием, и ему дополнительно предлагали задания с усложнением, которые ребёнок с интересом решал. Затем произошла смена учителя, и во втором классе пришла другая. Ваня скатился из передовиков в отстающие, учительница постоянно его ругала и показывала классу как отрицательный пример. Мальчик со своим видением учебных ситуаций её раздражал, ей не нравилось, когда обучающийся оспаривал её решения задач, и предлагал свои, которые тоже были правильными. Ребёнок откровенно начал скучать на занятиях, что также злило учителя. На школьных мероприятиях теперь он был только в роли зрителя. Постепенно дети начали игнорировать Ваню, придумывать ему обидные названия. Мальчик замкнулся в себе, мотивация к обучению снизилась, теперь ребёнок мог часами сидеть около окна и просто смотреть вдаль. Внука  решили перевести в другую школу. Психолог предложила мальчику нарисовать, чего или кого он боится. Ваня нарисовал учительницу с крупными зубами, огромными кулаками и много гротескных улыбок одноклассников. Затем психолог предложила закрасить лист краской. «А теперь ты их боишься?», – спросила психолог.  Ваня взял воду и размыл рисунок. «Теперь я их не боюсь. Я здесь, а их нет. Они снова появятся на рисунке, если станут хорошими», – ответил мальчик. Ребёнок придумал четверостишие о маленьком, беззащитном добре и большом зле, где добро побеждает. На следующей встрече Ване предложили вернуться к предыдущему рисунку и по желанию что-то изменить, либо оставить всё как есть. Мальчик  снова нарисовал учителя, с мягкой улыбкой и без кулаков, объяснив так: «Она хорошая, просто нас в классе много, а она одна, ей тяжело, поэтому она сердитая. Я никого больше не нарисовал, и себя не нарисовал, не хочу, чтобы она сердилась». Третья встреча проводилась с использованием кукол. Были проиграны роли: Ванечка в роли учителя, психолог – Вани. Проигрывались школьные диалоги в корректной форме,  происходившие в школе с позиции обучающего и учителя. Затем участники диалога поменялись куклами  и стали озвучивать диалоги с других позиций. В течение встречи куклы переходили из рук в руки несколько раз, пока Ваня не сказал: «Я не хочу в другую школу. Хочу остаться со своим классом». Родителям   Вани было предложено встретиться с учителем, побеседовать в мирном ключе  в присутствии психолога. В начале беседы учитель вела себя агрессивно,  назвала  ребёнка  «неуправляемым чудовищем». Когда ей предложили перечислить конкретные факты, учитель растерялась. Психолог  предложила представить, как учителя всякими словами  обзывает директор школы и ответить на вопросы: «Вам нравится, когда Вас по-всякому обзывают? Что Вам не понравилось больше всего? А почему Вы считаете, что Ване нравится, когда учитель называет его плохими словами, да ещё в присутствии его одноклассников?». Далее, беседа вышла в конструктивное русло. До встречи с родителями в глубине души учительница тоже переживала, но не хотела выглядеть нелепо в глазах окружающих. После встречи  она провела классный час, на котором хорошо отозвалась о Ване, предложила каждому ученику сказать ему приятные слова. Все одноклассники потянулись к Ване и захотели с ним дружить, последний согласился. На встрече у психолога  мальчик попросил свой рисунок, где ранее изобразил учительницу, затем дорисовал много цветов и подписал под каждым имя одноклассника. В дальнейшем Ванечка снова стал принимать участие в различных школьных мероприятиях, учёба подтянулась, ребёнок поступил на народные танцы.

Как видим, данная ситуация закончилась миролюбиво.  Хорошо, когда творческий ребёнок воспитывается в семье, где его понимают, любят и стремятся  поддержать его уникальность. Встретив на пути  ригидного учителя, произошёл «резус-конфликт», в результате которого мог пострадать более слабый – Ваня. И только благодаря мудрости и любви старшего поколения, где бабушка своевременно обратилась к психологу, вопрос урегулировали.

Итак, творческие способности не исчезают, а в случае неблагоприятных обстоятельств они как бы затихают. Например, в детском возрасте  растёт обыкновенный ребёнок, заканчивает школу, поступает в вуз, создаёт семью.  Проходят годы, и вот – на пороге кризис возраста. Человек начинает думать, что я сделал к этому времени, что мне ещё предстоит сделать, что я мог бы, но не случилось. Одни взрослые вдруг начинают писать стихотворения, рисовать картины, увлекаться фотографией,  учиться играть на музыкальном инструменте, становятся активными участниками в танцевальном кружке, стремятся посетить  школу актёрского мастерства. Другие –  собственными руками создают шедевры прикладного искусства, у некоторых из них хобби превращается в новую профессию. Остановимся на конкретном примере из практики.

Анна (имя изменено), 44 года. В браке более 20 лет, двое разнополых детей. Муж ездил на вахту, поэтому семейными заботами и воспитанием детей занималась только клиентка. С детства она мечтала писать картины, но родительская семья рано распалась, жили бедно, мать из последних сил старалась свести концы с концами. Вскоре мама клиентки тяжело заболела, и забота о маленькой сестричке, тяжело больной матери легли на неокрепшие плечи девочки-подростка. После школы она поступила в вуз, успешно закончила высшее заведение, вышла замуж. В профессии женщина себя не реализовала, были попытки  получить другую специальность, но и на новом поприще удовлетворения не получала. Постоянно пыталась доказать себе и другим, что она на своём месте, однако обратная связь её не устраивала. С мужем жили как «кошка с собакой», его отсутствие было для женщины праздничными днями. С годами она отвыкла от присутствия супруга, приезды между вахтами  крайне нервировали, поскольку привыкла жить одна и быть единоличной хозяйкой в доме. На приёме у психолога женщина ждала чуда, ей казалось, что психолог – это панацея от всех её неудач, выигрышный лотерейный билет. Психологическая работа проводилась в рамках гештальтпсихологии с использованием техники «пустой стул». В процессе работы с клиенткой было много слёз последней, самобичевания, обвинений в адрес отца, мужа, больной матери. Также  женщина создала коллаж, который повесила дома на уровне глаз. Для того, чтобы использовать ресурс из детства, была проведена работа с фотографией, на которой родительская семья была полной, клиентка в детском возрасте сидела счастливая на руках отца. В течение нескольких встреч велась совместная кропотливая работа, в результате которой  жена стала лучше думать о муже и готова была часть забот о семье отдать ему, спокойней реагировать на выпады коллег, у неё снова проснулась мечта – рисовать. Женщина  начала брать уроки у профессионалов-художников, через некоторое время рисовала самостоятельно. Её картины посвящены женскому началу: цветы, птицы, природа, натюрморты, жизнеутверждающая гамма красок, все полотна вселяют оптимизм и желание творить. Однако  некоторый нюанс оставался незавершённым: если на рисунке изображены цветы, то один цветок лежал на столе без воды, или с падающими лепестками; если натюрморт – то яблоко изображалось закатившимся далеко от основной композиции. Тем не менее, женщина была уверена, что дальше справиться сама. На заключительной встрече клиентка сказала, что сейчас она себя чувствует так, будто со спины свалился огромный мешок, и теперь у неё всё будет хорошо.

 Мы видим, как творческие способности  могут получить своё развитие уже у взрослого человека. Дети выросли, появилось много свободного времени, некая неудовлетворённость и сожаление о том, что я мог бы, но не сделал, превратилось в желание это сделать здесь и сейчас, и человек начинает воплощать свои мечты, которые  ранее отложил на неопределённый срок, заниматься творческой деятельностью, тем самым развивать творческие способности.

Для диагностики творческих способностей используются ряд методик. Перечислим некоторые из них. 

Так, для диагностики вербальной креативности можно использовать тест             С. Медника RAT (тест отдалённых ассоциаций). Данная методика адаптирована для подростков Л. Г. Алексеевой и Т. В. Галкиной. Взрослый вариант представлен в адаптации А. Н. Воронина.

Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) рекомендуется для  детей школьного возраста, в адаптации А. Н. Воронина и сотрудников НИИ общей и педагогической психологии АПН.

При комплексной диагностике вербальной и невербальной  креативности  часто используется тест Е. Торренса, в адаптации Е. Е. Туник. Возрастной диапазон от 5 до 17 лет.

  Исследуя творческие способности детей, можно также использовать следующие   методики:  «Определение детской креативности» Е. Е. Туник (возраст ребёнка 7-8 лет); «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко (дошкольный возраст); методики, предлагаемые Р. С. Немовым: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру» – для детей дошкольного возраста; «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» – для младших школьников.

Разумеется, если психолог исследует структурные компоненты данного феномена, то в этой ситуации диагностический инструментарий  подбирается в соответствии  с критериями и показателями компонентов. 

Итак,  творческие способности личности можно развивать в любом возрасте, однако детский возраст наиболее сензитивен; они развиваются в творческой деятельности и помогают человеку обрести самостоятельность, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне; стать эмоционально более привлекательным.

Таким образом, общество нуждается в творческих личностях, благодаря которым совершаются научные открытия, создаются музыкальные и художественные произведения, совершается прорыв в различных отраслях производства. Отсюда, и в семье, и в школе уже с детства необходимо дать возможность ребёнку развивать творческий потенциал, не ограничивать в реализации проектов, оказывать поддержку любым творческим начинаниям. Тем самым, мы помогаем детям  во взрослой жизни стать успешными.